среда, декабря 27, 2006

Невменяемость клиентов

Не так давно мне на глаза попалась статья Максима Молодцова (руководителя отдела дизайна компании РБК-Софт), в которой он довольно точно представил типологию клиентов с хорошим описанием всех типов, ниже я приведу эти типы. Что мне понравилось в этой статье, это с какой точностью автор собрал и описал все типы клиентов. respect. Я сразу же вспомнил всех своих клиентов и клиентов моих подчиненных и переложив их на эту типологию понял, какой титанический труд мы выполняем проектируя и создавая сайты.

И от себя я решил добавить небольшую историю, которая произошла буквально вчера с одним из моих ПМ'ов. Обсуждая на встрече с клиентом техническое задание на разработку сайта. ПМ получил от клиента такую реплику: "я ничего здесь не понимаю и для меня слово "иконка" обозначает "небольшое изображение Иисуса Христа", а слово "ссылка" я понимаю лишь в контексте декабристов и ссылки их в Сибирь, про слово "поле" я могу сказать, что это поле где растет рожь и пшеница, а также всякие цветочки. Карта сайта это быстро, а меню это долго. Счетчики посещаемости должны отслеживать кто зашел на сайт: мужчина или женщина, старик или ребенок. И вообще в IT-сфере работают безграмотные люди, которые неправильно используют русский язык".

После того, как я услышал это от ПМа я понял, что мы встряли...

Предлагаю всем у кого есть аналогичные истории писать их в комментах, после чего я соберу их в один блок и опубликую.
"...Если вы общаетесь напрямую с телом — в любом случае это удача. Ваш путь к сдаче проекта должен быть короче и проще. Но. Бывают нюансы потому, что встречаются такие тела как:

  1. Кретин — личность с непредсказуемыми реакциями. Он постоянно будет менять свое мнение, приоритеты, жонглировать целями и задачами. Хороший пример это ситуация «клиент не натанцевался» — то есть не получил удовлетворения в том объеме, в каком перечислил вам средства (объем он оценивает по своей внутренней шкале). И вот тут «кретин» будет продолжать процесс даже в том случае, если результат уже достигнут и всякое продолжение ведет только к его ухудшению.
  2. Царь — личность снизошедшая до сотрудничества (общения) с вами. В каждый момент времени он будет укреплять в вас чувство, что вы тратите его бесценное время. Любое его слово надо ловить, каждый его взгляд хранить в своем сердце. Царь одноканален. Он работает только на вещание. Чаще всего все, что он вещает — чушь собачья. Но научитесь воспринимать ее серьезно.
  3. Карабас-барабас — персонаж, желающий в вашем лице послушных кукол. Он будет манипулировать процессом, навязывать вам свои решения и требовать их неукоснительного исполнения. Все ваши доводы о нецелесообразности этих решений будут с негодованием отметаться (чем больше предложений, тем больше негодование).
  4. Незнайка — человек, который через слово вставляет «я не знаю». У вас сложится впечатление, что он не знает вообще ничего. На самом деле, он просто не хочет брать на себя ответственность. «Думайте сами, решайте сами». И будьте готовы, как только вы принесете ему свои труды, он тут же превратится в знайку — и утопит вас своей критикой в формате «это не так», «а я то думал» и «ну, что же ты, Иглесиас».
  5. Домсовет — коллегиальный орган, принимающий решение. Вы приходите, и для вас собираются все: главный, маркетинг, «начальник транспортного цеха», «академик по котам» и все все, кому еще скучно. Договориться о чем-то конкретном с этим табором очень тяжело. Особенно сложно сдать им готовое решение.

11 комментариев:

Анонимный комментирует...

Клиент всегда прав. Забываете вы это.

Olga комментирует...

может уже составить более подробный (продвинутый) словарь терминов? ;)

Анонимный комментирует...

Ещё бывают такие которые заказывают - "пойди туда не знамо куда, найди то не знамо что".

Анонимный комментирует...

классифицировать таких которые у вас спрашивают - а как лучше сделать? как вы скажите так и будет :)

Анонимный комментирует...

Добрый человек, статья принадлежит перу хабраюзера Negoda, он же руководитель отдела дизайна компании РБК-Софт Макс Молодцов. Стоит быть внимательным и не приписывать мне того, чего я не писал. :) Удачи.

Попов (St@lker) Виталий комментирует...

Ярослав благодарю за помощь. Постараюсь впредь быть более внимательным и не приписывать вам того, чего вы не делали :) С наступающим Вас Новым Годом!!!

Aleksandr Yankevich комментирует...

Круто, емко. Кто бы это не писАл. Я за свою архитектурную практику насмотрелся вволю на этих персонажей. И всегда мечтаешь об умных, добрых, человечных. Они есть. Но как их мало......
Распечатаю, повешу на стене в мастерской.(не заказчиков конечно)

noff комментирует...

))
очень неплохо написано, распечатаю пожалуй)

Анонимный комментирует...

Клиент всегда прав.

calibra комментирует...

Если ли у Маши любовник?

Unknown комментирует...

У каждого своя классификация людей и , порой, кретин стоит на самой слабой позиции. Но лучше вообще не классифицировать, ибо "не суди да...." сами знаете что, потому что сам классифицирующий может быть кретином в другой области))))))))))без обид.