понедельник, сентября 04, 2006

Подумайте о разработчиках

Не так давно, один мой хороший товарищ дал мне почитать несколько статей некого Джоэля Сполски. На тот момент, я, к своему разочарованию, не знал, кто это такой, но, прочитав все статьи, так сказать "от корки до корки", я нашел для себя много интересного. Но поговорить я хочу не о нем, а об одной из его статей, а точнее теме, затронутой в ней. Статья называется "Ну откуда все эти (неоригинальные) мысли?", написанная Джоэлем в апреле 2000 года и любезно переведенная Семёном Хавкиным.

В данной статье Джоэль критикует некоего товарища Стефана Джеймса за глупые высказывания и рекомендации по поводу его опыта открытия стартапов. И в одном из абзацев меня заставила задуматься фраза Джоэля, сказанная своему оппоненту: "... что при подходящих условиях работы — свободное пространство, тишина... — у работников умственного труда возрастает производительность". Я сам являюсь руководителем отдела разработки в одной из web-студий, и в моем подчинении находятся порядка 7 человек разработчиков (дизайнеров и программистов), не считая руководителей проектов и внештатников. Насколько я смог создать комфортные условия своим подчиненным? Ответ для меня был неутешительным, да я думаю и не только для меня.

"... Все мы прекрасно знаем, что работникам умственного труда лучше всего работается, когда они погружаются "в зону концентрации", или, так сказать, в "трудовой поток", полностью концентрируются на задаче и отключаются от внешних воздействий. Они забывают о времени и в состоянии чрезвычайной сосредоточенности выдают на-гора превосходные результаты. Вот в такие периоды всю свою творческую работу они и делают. Писатели, программисты, учёные даже баскетболисты - многое знают об этой зоне" - пишет Джоэль. И ведь как часто мы дергаем этих людей, по пустякам отрывая, а точнее выдергивая их из "зоны концентрации", заставляя отвечать их на мелкие вопросы, потом еще требуя, чтобы они выдавали качественный код или уникальный, креативный, проработанный дизайн.

".. выйти из зоны очень легко. Шум, телефонные звонки, сходить пообедать или сгонять в Старбакс за чашечкой кофе, назойливость сотрудников — ох, уж эти сотрудники — всё выбивает из колеи. Если коллега прерывает вас своим вопросом на минутку, и тем самым сбивает вашу концентрацию на полчаса, общая продуктивность труда серьёзно страдает. А в шумной, нервозной атмосфере, вроде того базара, что царит в интернет-изданиях (да часто и в web-студиях, где руководители проектов, а иногда и менеджеры сидят в одной комнате с разработчиками), а, когда продавцы-маркетоиды :) орут в телефон прямо над ухом программиста, производительность труда резко падает, потому что творческие работники находятся не в зоне концентрации, а в зоне постоянных помех. ... Однако же, войти в "зону" нелегко. Измерения показывают, что с начала работы максимальная продуктивность достигается в среднем за 15 минут. А если, кто устал или уже как следует поработал головой, то, бывает, никак не может войти в зону, и проводит остаток дня в интернете, играет в тетрис, бьёт баклуши... " - пишет Джоэль. А результатом всего этого являются затянутые сроки реализации того или иного программного модуля, куча багов и недоделок, частые стрессы и апатия к работе. В конечном счете, страдают все: от руководителя проекта до Заказчика.

Итак, что можно с эти поделать? Можно конечно рассадить разработчиков по отдельным кабинетам и все или, в крайнем случае, рассадить по комнаткам-"кабинкам", как в американских корпорациях. Но где взять площади для такого количества народа, а если вы еще и небольшая студия и ваш бюджет не позволяет таких райских возможностей?

Принимаю предложения :)

2 комментария:

Анонимный комментирует...

раздать всем наушники и не дергать народ по пустякам

Попов (St@lker) Виталий комментирует...

На самом деле вы правы и впринципе так и сделано и у нас и во многих других студиях. Но все равно когда вся команда сидит в одной, хотя и большой комнате, дерганье разработчиков все равно происходит ... хотя помогает сплочению коллектива ... он существует как один общий организм находящийся в одном информационном поле.